Немного истории

Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных императорских резиденциях

Обзорная экскурсия по Петербургу на автомобиле

Санкт-Петербург…

При этом слове в памяти прежде всего оживают прекрасные невские панорамы, овеянные особой поэзией набережные и мосты, возникает образ города, построенного на воде, города великого, загадочного и неповторимого.

Санкт-Петербург славится своими дворцами, музеями, архитектурными ансамблями, парками, памятниками. Невозможно представить себе Петербург без широкой полноводной Невы, рек и каналов, строгих гранитных набережных со спусками к воде и мостов. Именно они придают особое очарование облику города. И сама архитектура города воспринимается в неразрывной связи с водными пространствами.

Совсем по-особому Петербург виден с воды: он словно стоит на пьедестале – такое впечатление создают облицованные гранитом берега. По берегам высятся дворцы, особняки, наиболее значительные административные здания.

Санкт-Петербург – город молодой. Ему немногим более 300 лет. Он возник по воле Петра I на островах в дельте Невы при впадении ее в Финский залив Балтийского моря. Днем основания Петербурга считается 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года – день, когда в ходе Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю, на небольшом Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость.

При строительстве Петербурга для осушения болот прорывались каналы. Часть из них позднее была засыпана, а другая сохранилась. Эти каналы, а также речки, вытекавшие из болот, соединялись с Невой – образовалась единая водная система.

В Петербурге десятки рек, рукавов, протоков и каналов. Они образуют множество островов, самые крупные из которых Васильевский, Петроградский, Аптекарский, Крестовский. Старая часть города расположена на сорока двух (42) островах.

Реки и каналы Петербурга очень разные: это «Невы державные теченье», тихая Мойка, извилистый Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова)… Каждая река и каждый канал имеют свои особенности.

В зависимости от времени года и времени суток реки и каналы меняют свой облик. Зимой, скованные льдом, они окутаны пушистым снегом, весной по Неве плывут большие белые льдины – идет ледоход. А летом, по утрам, когда стоит тихая, безветренная погода, город, как зеркало, смотрится в их воды.

И совсем необычно выглядит Петербург в белые ночи, когда в его реках и каналах отражается светлое небо, а на Неве разводятся мосты.

В Петербурге более 3000 мостов, из них более 20 — разводные. Они разводятся во время навигации по ночам, пропуская караваны судов, так как Нева является частью Волго-Балтийского водного пути. Мосты разводятся не одновременно, а в определенные часы по расписанию, чтобы даже ночью не прерывалась связь между различными частями города.

За годы своего существования Петербург пережил более 300 наводнений, из которых самые разрушительные произошли в сентября 1777 года, в ноябре 1824 года и в сентябре 1924 года. Ярко, образно описал наводнение 1824 года А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник».

Уровень подъема воды во время наводнения 1824 года отмечен на ряде зданий Петербурга. Есть в городе и водомерный столб, где указаны уровни подъема воды во время наводнений разных лет.

Реки и каналы Петербурга долгие годы использовались как транспортные магистрали, не только летом, но и зимой, когда устанавливался крепкий лед. По ним в город доставлялось все необходимое для его существования. Длительное время они были источниками питьевой воды.

Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных императорских резиденциях

 Индивидуальные экскурсии в Ораниенбаум

В рамках тура Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных резиденциях приглашаю Вас посетить дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума. Он состоит из Нижнего и Верхнего парков с расположенными на их территории Большим дворцом, Каменным залом, дворцом Петра III и главными постройками Собственной дачи – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки.

Начало застройки Ораниенбаума относится к тому времени, когда Петр I после завоевания Ингерманландии раздает прибрежные участки своим приближенным с обязательством застроить их по образцовым проектам. Значительную часть завоеванной земли получил князь А.Д. Меншиков.

Здесь находились города Ямбург и Копорье и множество мыз, в числе которых была небольшая деревушка, расположенная на берегу Финского залива при речке Карости, напротив Кронштадта. Возвышенное положение, на котором стояла деревушка, пленило Меншикова, и в 1714 г. он здесь заложил загородный дом, развел при нем большой сад с фонтанами, водопадами, оранжереями, зверинцем, назвав усадьбу Ораниенбаумом.

Свидетельством первого периода строительства Ораниенбаума являются сохранившиеся до нашего времени Большой дворец А.Д. Меншикова, первоначальное ядро которого было построено архитектором Д.М. Фонтана и продолжено И.-Г. Шеделем, и Нижний сад. Весь ансамбль Большого дворца в основном был создан с 1710 по 1725 г. После ареста и ссылки Меншикова княжеская резиденция была взята в казну и передана сначала в 1728 г. Канцелярии от строений, а позднее, в 1736 г., — в ведение Адмиралтейств-коллегий.

Начиная с 1730 и до 1743 г. в Ораниенбауме все работы велись при участии М.Г. Земцова, И.А. Мордвинова, П.М. Еропкина и И.К. Коробова. Возможно, что именно Земцов построил первоначальный Каменный зал; он по существу возглавил все проектные и строительные работы по Большому дворцу, парку и другим объектам бывшей меншиковской резиденции, тактично приспособив их к функциям Морского госпиталя. Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных императорских резиденциях.

Вновь здесь начались строительные работы с 1743 г., когда Елизавета Петровна, назначив своим наследником Петра Федоровича, подарила ему меншиковскую усадьбу. В этот второй период формирования Ораниенбаума, который заканчивается в 1762 г., завершается строительство Большого дворца и связанных с ним корпусов, приводится в порядок Нижний сад. Одновременно возводятся несколько новых построек.

Юго-западнее Большого дворца, на возвышенности, в 1749-1751 гг., Б.-Ф. Растрелли перестраивает земцовский Каменный зал, предназначавшийся для концертов. В 1755 г. ученик П. Трезини и Б.-Ф. Растрелли архитектор П.Ю. Патон возводит каменный дворец Санс-Эннуи вблизи залива.

В эти же годы с западной стороны Большого дворца у Копорской дороги А. Ринальди строит деревянное одноэтажное здание с мезонином – Оперный дом. В 1756 г. по повелению Петра Федоровича напротив парадного двора Большого дворца, за Карпиным прудом, была построена потешная крепость Перештадт, внутри которой А. Ринальди выстроил для Петра III небольшой двухэтажный дворец с въездными воротами, а вблизи, на берегу Карости, распланировал затейливый сад со множеством миниатюрных павильонов.

Весь третий этап строительства Ораниенбаума, относящийся к 1762-1774 гг., полностью связан с именем Антонио Ринальди. Ему принадлежит создание великолепного ансамбля Собственной дачи.

Многочисленные переделки интерьеров Большого дворца в XIX веке в значительной мере изменили и исказили сделанное Ринальди. Однако отдельные элементы сохранились до наших дней.

Каждая из составных частей Ораниенбаумского комплекса имеет отличную от других биографию и самостоятельный художественный облик. Причем любая из них созданная по проекту Ринальди, отражает этапы развития всего комплекса и эволюцию творчества Ринальди на протяжении почти 20 лет.

Первым по времени создания ораниентаумским произведением Ринальди был Петерштадтский ансамбль. Он расположен на юго-восток от ансамбля Большого дворца, по правому берегу речки Карости. Ныне в ансамбль входят дворец Петра III, въездные ворота и Петровский парк. Еще в 1746 г. в западной части парка на большом лугу была построена потешная крепость. Сооруженная для будущего царя Петра III, небольшая, бревенчатая, с валами, огороженная частоколом, она предназначалась для прикрытия входа во дворец.

В 1756-1762 гг. по проекту «каменных дел мастера» Мартина Гофмана на высоком берегу речки Карости была сооружена маленькая крепость «о 5-ти бастионах», вооруженных 12-ю чугунными пушками. К крепости, построенной в виде двенадцатиконечной звезды, вели три подъемных моста. Окружена крепость была земляными валами, которые имели брустверы и обведена рвами, наполненными водой. «Петерштадт», и сам великий князь почитался комендантом этой крепости, а его голштинцы составляли ее гарнизон.

Одновременно с возведением крепости шло и строительство дворца Петра III. В это же время обустраивался парк по проекту Ринальди при участии садового мастера Ламберти. Двухэтажный павильон Эрмитаж, кольцеобразное в плане здание Менажерии, в круглом дворе которого бил фонтан, и круглый же двухэтажный Китайский домик являлись композиционными узлами парка.

Рельеф и естественные водные протоки предопределяли создание парка, спроектированного по образцу итальянских садов: с каскадами, террасами, лестницами, фонтанами, беседками и мостиками. В создании паркового ансамбля Ринальди использовал различные стилистические приемы садово-паркового искусства.

В 30-х гг. XIX в. садовый мастер Джозеф Буш придал Петровскому парку, который тянется узкой полоской вдоль правого берега речки Карости, чисто пейзажный характер, сохранившийся до наших дней. Композиционная основа Петровского парка – обширные Нижний и Верхний пруды и вьющаяся в ложбине речка Карость. Нижний пруд в начале XVIII в. назывался «Малым увеселительным морем», Верхний пруд, впоследствии Красный, был создан в середине XVIII столетия. Для устройства касакадов на прудах соорудили сложные по тому времени деревянные шлюзы.

Особую живописность парку придают в районе Петерштадта водопады и мосты. Водопады устроены из гранитных скатов-ступеней и разбросанных гранитных глыб. Мост у каскада Нижнего пруда сделан в виде руин.

В 1798 г. по приказу Павла I деревянные строения в крепости и в парке были разобраны. К нашему времени из всех затей Петерштадтской крепости сохранились только небольшие каменные ворота и дворец Петра III.

Ворота Петерштадтской крепости – единственный в своем роде памятник – редчайший образец малых архитектурных форм.

С возвышенности, на которой расположены парадные въездные ворота, открывается замечательный вид на Нижний пруд и поднимающийся за ним Японский павильон Большого дворца.

Самое замечательное и совершенное из произведений Ринальди относящихся к первым годам его деятельности в Ораниенбауме, — дворец Петра III,

Постройка дворца Петра III, начатая в 1758 г., была закончена в 1762 г. К его строительству привлекались опытные мастера: Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, Михаил Кьеза (постоянный помощник Ринальди), подмастерье Эрих Гампус, каменотес Никита Петров. Переделки и ремонты, проходившие во дворце, в основном касались внутренних убранств. Архитектурный облик его оставался таким, каким был задуман зодчим.

Объемно-пространственное решение дворца Петра III необычно. Небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы с радикально срезанным углом. Постановка его по диагонали была предопределена планировкой всего прилегающего участка.

В 1792 г. Петровский дворец в Ораниенбауме вместе с Большим дворцом и другими зданиями был отдан Екатериной II Морскому кадетскому корпусу.

 Дворец Петра III – первая сохранившаяся до нашего времени постройка Ринальди. В нем как бы заложен один из принципов творческих изысканий зодчего, который выразился в противопоставлении простоты и сдержанности объемно-пространственной композиции и архитектурных форм, разнообразию и изысканности приемов декоративной отделки.

В то же время Ринальди, возводя дворец Петра III вблизи ансамбля Большого дворца, придает ему черты, близкие по духу «петровскому барокко», как обычно именуется архитектура первой трети XVIII в., для которой было характерно использование элементов классики.

Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных императорских резиденциях

Экскурсия в Царское Село

Александровский дворец

Во время тура Индивидуальные экскурсии в Петербурге и загородных резиденциях мы посетим Царское Село. 

 Среди сооружений дворцово-паркового ансамбля Царского Села доминируют памятники, в которых запечатлены победы в борьбе за утверждение России на берегах Черного моря и на средиземноморских путях. пейзажах Екатерининского парка огромное значение имеют водные пространства Большого и малых прудов.

Обводнение в 1749 г. Большого пруда привело к созданию системы пяти регулярных Нижних, или Каскадных, прудов по оврагу и ручью Вангази.

В Царском Селе не покидает глубокое ощущение особенностей столь противоположный по своим основаниям стилей, как китайское искусство и готика.

К тому же времени относится проект Китайского павильона. Китайский павильон предполагалось соорудить на пересечении рукава Крестового канала с центральной аллеей, т.е. там, где ныне находится мост Драконов. Павильон решен также в китайской манере: крыша с изломом, драконы и колокольчики, орнаментальные декоративные росписи. Местоположение павильона над водой предопределило характер его структуры и кружевной декор. Массив стен сведен к минимуму, поэтому павильон как-то по-особенному «прозрачен».

Комплекс китайских сооружений Царского Села, кроме Китайской деревни с двумя железными мостами через канал, включает Китайский театр, Крестовый мост, Большой каприз и Скрипучую беседку.

Китаец на мосту в Александровском парке Царского Села

Но высшим творческим взлетом Антонио Ринальди в Екатерининском парке Царского Села является уникальный ансамбль сооружений, имеющих исключительную историко-архитектурную ценность. Чесменская и Морейская ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымская колонна А.Ринальди – как бы отдельные голоса единого патетического архитектурного гимна, посвященного славе русского оружия.

Эти мемориальные сооружения дополняют знаменитые Орловские ворота (одна из первых триумфальных арок России) и стоящий невдалеке от Кагульского обелиска небольшой памятник Ланскому.

Особенностью всех памятников, созданных в Царском Селе по проектам Ринальди, являлась их слитность с окружающим пейзажем, который создавался в это время около Екатерининского дворца В.И. Нееловым и его двумя помощниками – мастерами садово-паркогог искусства Т. Ильиным и Д.Бушем.

Создававшаяся пейзажная часть Екатерининского парка обогатилась двумя памятниками работы А. Ринальди – Кагульским обелиском и памятником Ланскому. В 1771 г. на территории Старого сада у Нижних прудов возводится Морейская колонна, а в следующие два года закладываются фундаменты Орловских ворот и Чесменской ростральной колонны.

Самый значительный из «столпов славы», созданных Ринальди, высится над сияющими «светлыми водами» Большого озера. Это сооруженная в честь победы в морском сражении над флотом «Блистательной Порты» в Чесменской бухте Эгейского моря ростральная Чесменская колонна. Колонна выполнена из мраморов светлых тонов и гармонирует по цвету с водой и зеленью.

В работе над Чесменской колонной Ринальди успешно продолжил тему античного зодчества, восходящую к концу IV в. до н.э. Чесменская колонна была первым подобным монументом в европейской архитектуре.

Еще до создания Чесменской колонны среди зеркальных плоскостей постепенно спускающихся прудов Ринальди сооружает малую ростральную Морейскую колонну. Она воздвигнута в честь победы, одержанной русскими в 1770 г. на полуострове Морея в Средиземном море. На пьедестале колонны укреплена бронзовая доска, надпись на которой повествует о героическом сражении.